Как говорить с детьми о безопасности — с опорой на психологию развития

Рассказывает Дарья Комарова, психолог Регионального центра общественного здоровья и медицинской профилактики.
Когда речь идёт о снижении смертности от внешних причин, детская безопасность — одна из ключевых тем. Но одних запретов и инструкций недостаточно. Важно, как и на каком уровне развития мы говорим с ребёнком.
Психология говорит:
Каждый возрастной этап требует своего подхода. Например:
- В дошкольном возрасте (3–6 лет) ведущая форма мышления — наглядно-образная. Поэтому лучше работают мультфильмы, игровые ситуации, визуальные карточки, а не лекции
- В младшем школьном возрасте развивается операциональное мышление — дети начинают понимать причинно-следственные связи. Это хороший момент для обсуждений последствий и введения правил.
- Подросткам важна автономия и смысл — с ними лучше говорить на равных, обсуждая реальные кейсы и показывая, как безопасность связана с ответственностью за свою жизнь и жизнь других.
Если говорить только «нельзя», не объясняя «почему», ребёнок не усвоит принципов, а лишь выучит правила «под наказание».
Что важно:
— Используйте язык, соответствующий возрасту и эмоциональному уровню ребёнка.
— Стройте разговор на доверии и принятии: чтобы ребёнок не боялся рассказывать, если что-то пошло не так.
— Регулярно повторяйте и проживайте правила в игре, в быту, на улице — только так они становятся частью поведения.
Помните: безопасность — не запрет, а навык жить в мире с рисками. И наша задача — научить этому спокойно, с уважением и заботой.
Автор: пресс-служба Регионального центра общественного здоровья и медицинской профилактики