Центр общественного здоровья и медицинской профилактики Тюменской области
Горячая линия по вопросам диспансеризации+7 3452 35-00-45

О решении конфликтов в образовательной среде

Технология предупреждения конфликтов представляет собой совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию. Чем больше мы осведомлены о возможных способах решения конфликтных ситуаций, о типах и причинах этих ситуаций, тем быстрее мы можем сориентироваться в нашей деятельности и найти продуктивный выход.
Среди методов по профилактике конфликтного поведения в школах выделяют:
1. Метод поддержания и развития сотрудничества (интерактивные методы учебы, сплочение коллектива, беседы, уважение, совместные проекты, коллективная деятельность, коллективная деятельность с разделением ответственности, метод исключение социальной дискриминации, метод разделения заслуг).
Данный метод особенно важен, если группа склонна к разделению на лидеров и аутсайдеров, если есть дети, которые чем-то отличаются от других, если присутствуют элементы оскорблений и травли. Общая деятельности аутсайдера и лидера, общая деятельность конфликтующих детей, деятельность, в которой они преследуют общую цель. Такая деятельность способна сблизить, узнать о сильных сторонах друг друга, развить (повысить) уровень коммуникации в коллективе между детьми и наладить взаимоотношения.
2. Проведение бесед и информационных уроков по конфликтологии;
3. Проведение диагностики конфликтоустойчивости и предрасположенности (склонности) к конфликтному поведению, например метод экспресс-оценки глубины конфликта (А.М. Бандурка, С.И. Бочарова, Е.В. Земянская)
Также рекомендации по профилактике и предупреждению конфликтных ситуаций можно разделить в зависимости от конфликтующих сторон: Профилактика конфликтов в системе «ученик- ученик» - привитие ребенку нравственных ценностей; - дисциплина: умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку; - воздействия со стороны личности учителя;
- стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками.
Профилактика конфликтов в системе «Учитель – родитель – ученик» - равномерно распределять участие родителей в делах класса; - своевременно информировать родительскую общественность обо всех изменениях, касающихся жизни класса в целом и отдельных учеников; - вежливо и терпеливо относиться к родителям; - не ставить в неловкое положение родителя, перед другими родителями или учениками; - выслушать собеседника и искренне вникнуть в его проблемы; - учитель – образец толерантности, по отношению к родителям, мыслящим не как он; - содействовать созданию теплой и творческой атмосферы в классе;
- четко и логично строить образовательный процесс в классе.
Также можно обратить внимание на рекомендации для педагога по управлению конфликтом между учащимися. Так происходит, что конфликт уже существует и требует разрешения, для чего необходимо вмешательство педагога. Вот несколько рекомендаций по построению общения и выходу из конфликтной ситуации: 1. Необходимо устранить реальный предмет спора. 2. Привлечь незаинтересованное лицо, при готовности конфликтующих подчиниться ему. 3. Целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих. 4. Создать условия, в которых конфликтующие стороны не могли бы вступить в активное противодействие (драку), не смогли бы развить конфликт. 5. Спросить у конфликтующих об их представлении о конфликте, в чем он заключается, как бы они сами предложили решить конфликт. 6. Показать, как этот конфликт выглядит со стороны. Поделиться мнением предполагаемых последствий: что будет в случае негативного исхода, что будет, если решить конфликт мирно. 7. Изменить отношение одного конфликтующего к другому. 8. Убедить в необходимости уступке другому (при подходящих обстоятельствах)
9. Попытаться свести причину конфликта к юмористической.
Важно помнить о том, что разрешение конфликтных ситуаций — это залог не только здорового коллектива, дисциплины и уважения, а также психологического здоровья педагога и учеников. Уровень стресса уменьшается за счет разрешения конфликтных ситуаций, которые порождают внутреннюю тревогу. 
Помните, что конфликт – это не только столкновение интересов, но и возможность для совершенствования. Возможность узнать что-то новое, научиться по-новому реагировать, развить в себе дипломатические стороны, стать более внимательным к окружающим. Конструктивно преодолевая конфликты человек становится морально сильнее, а также не боится предстоящих трудностей, потому что готов к их преодолению, обладая успешным прошлым опытом.