Центр общественного здоровья и медицинской профилактики Тюменской области
Горячая линия по вопросам диспансеризации+7 3452 35-00-45

Одной левой


Какой рукой вы пишете и держите ложку? А какой возьмете предмет со стола? Убеждений, мифов и легенд, вокруг правшей и левшей издревле было очень много. Столетиями люди подмечали это различие и спорили на этот счет. Было время, когда левша не мог быть свидетелем в суде, а девушка с ведущей левой рукой не имела шансов выйти замуж. Как устроен современный мир, где насчитывается около 17% левшей, кто такой амбидекстр и в чем его преимущества, расскажет медицинский психолог ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница» Анастасия Анатольевна Ерженкова. 
«Понятия правшества и левшества – доминирования и предпочтений в работе и каких-либо действий левых или правых парных органов человеческого тела не новы. Но полагать, что вы правша или левша опираясь исключительно на то, какой рукой вы держите ручку при письме или ложку во время еды – не совсем верно. Это только праворукость или леворукость – лишь часть самого понятия. Помимо руки, у вас есть еще и ведущая нога, ухо, глаз. А обусловлено это работой нашего головного мозга. Таким образом, за развитие правой стороны – отвечает левое полушарие, левой – правое соответственно. Встречаются и амбидекстрия - одинаковое владение парными органами: обеими руками, ногами, глазами, ушами. Порядка 1% младенцев рождается с такой врожденной особенностью, еще часть амбидекстров – переученные в свое время левши. Точно определить предпочтения малыша или младшего дошкольника весьма сложно, более четко латеральность формируется к 6-7 годам. Определить это можно с помощью нехитрых упражнений – попросить взять предмет со стола, принять позу «Наполеона» - сложить руки накрест перед собой, сомкнуть ладони в замок, попрыгать на одной ноге, сделать шаг назад, свернуть из листа бумаги «калейдоскоп» и посмотреть. Обратите внимание на ведущую руку в этих упражнениях, руку, которая окажется сверху, выбранный глаз или ногу – теперь выводов можно сделать больше. 
Существуют и исследования в области генетической леворукости, так в паре, где оба родителя праворукие - вероятность рождения маленького левши 2%, в паре, где леворукий один родитель – шансов на рождение леворукого ребенка 17%, а если пара из двух левшей – малыш будет леворуким только в 46% случаев. В мировой популяции 11% детей левшей, а в паре близнецов вероятность что один будет левшой – аж 76%. Часто леворукость передается по линии тети или дяди. 
Мир устроен под правшей. С точки зрения развития цивилизации, совсем недавно леворукость приравнивали чуть ли не к колдовству. К счастью, сегодня этот пережиток себя исчерпал, и никто насильно не переучивает детей пользоваться исключительно правой рукой. Леворукость – рядоположенный симптом, а не нарушение развития. В плане физического развития левша ничуть не уступает правше, а зачастую еще и превосходит его – ведь в праворуком мире нужно быстро реагировать и подстраиваться под ситуацию. Если вдуматься, то в быту левша сталкивается с массой трудностей, на которые правша вообще не обращает внимания – он не видит написанного, потому что закрывает рукой, не пользуется чернильными ручками и приспосабливается к дверным ручкам, которые (да да!) приспособлены для мира правшей. 
Левши более эмоциональны и видят целостную картину мира. Немного отличается и методика обучения, левше важно подавать информацию невербально, подключая все модальности – тактильную, слуховую, зрительную, использовать движения тела. Можно дать слепить букву из пластилина или другого подручного материала – так человек с леворукостью лучше освоит эту букву на письме. Важно развивать межполушарное взаимодействие: способствуют этому лепка, рисование, двуручное рисование, развитие мелкой моторики, пространственное восприятие, тренировка координации движений. На пользу пойдут танцы и плавание, занятия с использованием межмодального переноса – воспринимаем одним анализатором – ответ даем другим: услышал звук – нашел картинку и т.д. Родителям левши не стоит ждать и руководствоваться принципом «научится сам», лучше активно проявлять участие – развивать представления о направлении и ряде – выкладывая орнаменты и кубики, осваивать с ребенком техники аппликаций. Также нужно смириться с неразборчивым почерком, не требовать правонаклонного письма и вообще забыть о принципе безотрывной техники письма - для левши она категорически противопоказана. Да, процесс обучения может потребовать больше времени и терпения, доброжелательности от родителя и педагога. Не стоит акцентировать внимание на «непохожести» ребенка или своего негативного отношения к леворукости. Кроме того, леворукие родственники или друзья могут выразить малышу поддержку, дать проверенные на себе советы. 
Борьба с леворукостью еще в конце прошлого века была ожесточенной. Строжайшие требования педагогов к чистописанию и каллиграфии в советской школе нередко становились для маленького левши настоящим кошмаром. Прерывистый почерк рвал бумагу, а рука, двигаясь по написанному – разводила в тетради «грязь». Школьники шестидесятых вообще не припоминают леворуких одноклассников, со словами: «Даже если и были, их били линейкой по рукам, поэтому ребята спешно пытались переучиться и стать «как все». К счастью, теперь быт левшей в нашей стране изменился к лучшему, официально с 1986 года. По последним исследованиям (А. В. Семенович, 2009 г.) в России насчитывается около 18 миллионов левшей. Они называют себя самым большим меньшинством в мире, все так же учатся приспосабливаться, создают и осваивают предметы быта для людей с леворукостью, помогают родителям лучше понять своих маленьких левшей, разрабатывают методики обучения и верят в будущее без предрассудков, в котором совершенно точно есть место для каждого – с любой стороны». 
Автор: Ольга Зенкова, пресс-служба РЦОЗМП