Плоскостопие у детей. Что делать?
Частой патологией (около 40%) опорно-двигательного аппарата у детей является плоскостопие, которое диагностируется при осмотре врачом по лечебной физкультуре или врачом ортопедом, с помощью плантографического, рентгенологического исследований.
Причины плоскостопия могут быть врожденные (не более 3% случаев) и приобретенные.
К приобретенным факторам развития плоскостопия относятся:
· неправильно подобранная обувь (слишком узкая, с толстой подошвой, на высоких каблуках),
· низкая двигательная активность,
· чрезмерные нагрузки на стопы, вследствие избыточной массы тела,
· обменные нарушения,
· патология нервной системы (детский церебральный паралич),
· травмы стопы.
Родителям следует обратить внимание:
· на походку ребенка (выворачивает носки стоп наружу или наступает на внутреннюю часть стопы), появляется «косолапие» при ходьбе;
· ребенок может предъявлять жалобы на быструю утомляемость, боли в стопах, боли в икроножных мышцах;
· при осмотре можно увидеть отечность стоп, увеличение стопы в размере;
· могут возникать трудности при подборе обуви;
· нарушение осанки.
Осложнения плоскостопия:
· деформация стопы,
· деформации и заболевания позвоночника,
· деформации и патология коленных, тазобедренных суставов,
· сколиоз,
· патология внутренних органов.
Для эффективности лечения крайне важно как можно раньше диагностировать заболевание. Для этого необходимо регулярно приводить ребенка на осмотр к врачу ортопеду или врачу по лечебной физкультуре и принимать меры профилактики.
При выявлении плоскостопия необходимо своевременно начать лечение, основными методами которого являются комплексы лечебной физкультуры, массаж, физиотерапевтическое лечение.
Первоначально комплекс лечебной физкультуры необходимо проводить под контролем инструктора ЛФК, в виду того что самостоятельно родители не всегда смогут правильно и эффективно проводить занятия. Занятия должны быть регулярными, лучше проводить в утренние часы, с постепенной нарастающей нагрузкой.
Комплекс упражнений:
Упражнение № 1. Ходьба на носочках. Обязательно сохранять правильную осанку: руки на поясе, голова прямая, плечи расправлены.
Упражнение № 2. Ходьба на внешней стороне стопы.
Упражнение № 3. Катание гимнастической палки или мяча вперед и назад стопами. Упражнение выполняется сидя, поочередно вначале правой, а затем левой ногой.
Упражнение № 4. Хождение по различным поверхностям, например тактильная дорожка.
Упражнение № 5. Хождение на месте, не отрывая от пола носки. Одновременно нужно стараться поднимать повыше пяточки.
Упражнение № 6. Перекаты с носка на пятку на любой твердой поверхности.
Упражнение № 7. Ходьба с перекатами, с пятки на носок. Обязательно сохранять правильную осанку: руки на поясе, голова прямая, плечи расправлены. Энергично делать подъем, отталкиваясь пяткой.
Упражнение № 8. Приседания с ногами на носочках. Можно держаться за опору для равновесия.
Упражнение № 9. Исходное положение – сидя на полу, упор руками сзади, захватывать пальцами ног какие-то мелкие предметы (игрушки, шарики и т.п.), и перекладывать их влево и вправо. Затем можно захватывать предметы крупнее внутренними сводами стоп — кеглю, мяч, подтягивать их к себе, передавать рядом сидящему.
Упражнение № 10. Исходное положение – сидя на полу, с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в разных направлениях.
Профилактические мероприятия:
· правильно подобранная обувь (должна быть по размеру и сезону, с жестким, высоким задником, мягким супинатором и небольшим каблуком до 1-1,5см, изготовлена из натуральных материалов), не стоит донашивать чужую, старую обувь;
· ходьба босиком по неровной поверхности (песку, гальке, траве и т. д.), в домашних условиях можно использовать массажный коврик;
· гимнастика и массаж для нижних конечностей в домашних условиях;
· рациональный режим физической нагрузки (игры на свежем воздухе, прогулки, физическая нагрузка в соответствии с возрастом ребенка и степенью развития опорно-двигательного аппарата);
· рациональное питание, содержащее необходимое количество белков, жиров, углеводов и минеральных веществ. В случае если у ребенка избыточная масса тела пищевой рацион должен быть направлен на ускорение обменных процессов и снижение веса.
Будьте здоровы!
Причины плоскостопия могут быть врожденные (не более 3% случаев) и приобретенные.
К приобретенным факторам развития плоскостопия относятся:
· неправильно подобранная обувь (слишком узкая, с толстой подошвой, на высоких каблуках),
· низкая двигательная активность,
· чрезмерные нагрузки на стопы, вследствие избыточной массы тела,
· обменные нарушения,
· патология нервной системы (детский церебральный паралич),
· травмы стопы.
Родителям следует обратить внимание:
· на походку ребенка (выворачивает носки стоп наружу или наступает на внутреннюю часть стопы), появляется «косолапие» при ходьбе;
· ребенок может предъявлять жалобы на быструю утомляемость, боли в стопах, боли в икроножных мышцах;
· при осмотре можно увидеть отечность стоп, увеличение стопы в размере;
· могут возникать трудности при подборе обуви;
· нарушение осанки.
Осложнения плоскостопия:
· деформация стопы,
· деформации и заболевания позвоночника,
· деформации и патология коленных, тазобедренных суставов,
· сколиоз,
· патология внутренних органов.
Для эффективности лечения крайне важно как можно раньше диагностировать заболевание. Для этого необходимо регулярно приводить ребенка на осмотр к врачу ортопеду или врачу по лечебной физкультуре и принимать меры профилактики.
При выявлении плоскостопия необходимо своевременно начать лечение, основными методами которого являются комплексы лечебной физкультуры, массаж, физиотерапевтическое лечение.
Первоначально комплекс лечебной физкультуры необходимо проводить под контролем инструктора ЛФК, в виду того что самостоятельно родители не всегда смогут правильно и эффективно проводить занятия. Занятия должны быть регулярными, лучше проводить в утренние часы, с постепенной нарастающей нагрузкой.
Комплекс упражнений:
Упражнение № 1. Ходьба на носочках. Обязательно сохранять правильную осанку: руки на поясе, голова прямая, плечи расправлены.
Упражнение № 2. Ходьба на внешней стороне стопы.
Упражнение № 3. Катание гимнастической палки или мяча вперед и назад стопами. Упражнение выполняется сидя, поочередно вначале правой, а затем левой ногой.
Упражнение № 4. Хождение по различным поверхностям, например тактильная дорожка.
Упражнение № 5. Хождение на месте, не отрывая от пола носки. Одновременно нужно стараться поднимать повыше пяточки.
Упражнение № 6. Перекаты с носка на пятку на любой твердой поверхности.
Упражнение № 7. Ходьба с перекатами, с пятки на носок. Обязательно сохранять правильную осанку: руки на поясе, голова прямая, плечи расправлены. Энергично делать подъем, отталкиваясь пяткой.
Упражнение № 8. Приседания с ногами на носочках. Можно держаться за опору для равновесия.
Упражнение № 9. Исходное положение – сидя на полу, упор руками сзади, захватывать пальцами ног какие-то мелкие предметы (игрушки, шарики и т.п.), и перекладывать их влево и вправо. Затем можно захватывать предметы крупнее внутренними сводами стоп — кеглю, мяч, подтягивать их к себе, передавать рядом сидящему.
Упражнение № 10. Исходное положение – сидя на полу, с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в разных направлениях.
Профилактические мероприятия:
· правильно подобранная обувь (должна быть по размеру и сезону, с жестким, высоким задником, мягким супинатором и небольшим каблуком до 1-1,5см, изготовлена из натуральных материалов), не стоит донашивать чужую, старую обувь;
· ходьба босиком по неровной поверхности (песку, гальке, траве и т. д.), в домашних условиях можно использовать массажный коврик;
· гимнастика и массаж для нижних конечностей в домашних условиях;
· рациональный режим физической нагрузки (игры на свежем воздухе, прогулки, физическая нагрузка в соответствии с возрастом ребенка и степенью развития опорно-двигательного аппарата);
· рациональное питание, содержащее необходимое количество белков, жиров, углеводов и минеральных веществ. В случае если у ребенка избыточная масса тела пищевой рацион должен быть направлен на ускорение обменных процессов и снижение веса.
Будьте здоровы!