Мама, давай играть
Желая выразить пренебрежение, мы можем назвать какое-то занятие «детской игрой». Дескать, вот же не стоящий внимания пустяк!
Но в действительности игры для детей – не просто развлечение. Можно даже назвать игры детской работой, ведь до школы их основной задачей остается взросление и познание мира вокруг.
Игры помогают исследовать физическое окружение, выражать эмоции, пополнять словарный запас, развивать мелкую моторику рук, воображение и творческие способности. Накануне Всемирного дня ребенка заведующий детской поликлиникой №8 Наталья Санникова рассказывает, как правильно взрослым играть с дошкольниками и какие игры предложить малышам для самостоятельных занятий.
«Наверное, каждый родитель знает: детям до трех лет нельзя давать мелкие предметы, которые они могли бы вдохнуть или проглотить. Поэтому куклы, плюшевые звери и большие яркие машины лучший выбор игрушек для этой возрастной группы, – рассказывает Наталья Александровна. – Но не стоит изумляться, если во время игры две большие машины окажутся мамой и папой машинки поменьше. А медведь станет воспитателем для детей-кукол в детском садике. Важнейшими играми для детей до трех лет являются игры сюжетно-ролевые. Малыши каждый день видят множество ролевых поведенческих моделей и стремятся воспроизвести их. Понять и разобраться, как работает мир, в котором им предстоит жить».
Доктор Санникова рекомендует родителям при каждой возможности присоединяться к таким играм. И в процессе все время разговаривать с ребенком, объясняя базовые вещи: вот куколка проснулась, вот почистила зубки, чтобы быть здоровой, вот оделась, чтобы не замерзнуть, вот пошла в детский сад. Это не только поможет малышам легче понять окружающий мир, но и позволит развивать речь.
«Просмотр мультиков вносит в развитие речи несравнимо меньший вклад, чем живой разговор со взрослым, – подчеркивает Наталья Александровна. – Говорите с детьми обо всем на свете, вслух и выразительно читайте сказки, тогда ваш малыш овладеет речью достаточно быстро».
Новые игры и занятия можно предлагать детям от трех лет и старше. По словам доктора Санниковой, в этом возрасте появляется важное направление – когнитивное познание и развитие мелкой моторики. Детям полезно играть с конструкторами и простыми логически-моторными задачками, например, кнопками, заклепками, молниями, липучками, защелками, замками и шнурками. Отличный пример – популярные сейчас бизиборды.
«Посещая детские сады для проведения медицинских осмотров мы видим, что бизиборды есть практически везде. И малыши реагируют на них с искренним интересом. Кроме того, бизиборды безопасны, ведь все заклепки, шнурки и замки на них прочно зафиксированы, их нельзя оторвать и сунуть в рот», – отмечает Наталья Санникова.
Кстати, в детских поликлиниках бизиборды тоже прижились. А в Березняковском филиале городской поликлиники №8 недавно даже открылась детская игровая зона, где есть книжки и раскраски, бизиборды и другие развивающие и обучающие игры. А еще веселые сказочные персонажи на стенах, нарисованные тюменской художницей.
Конечно, дома не всегда есть возможность повесить на стене бизиборд, но это и не обязательно.
«Родителям детей старше трех лет вообще не обязательно использовать для игры именно заводские игрушки, – советует Наталья Александровна. – Привлеките ребенка к игре с водой, пластилином, шуршащими предметами, пакетами или бумагой, кинетическим или даже самым обычным песком. Предложите вместе перебирать фасоль или крупные пуговицы, но только под вашим присмотром. Зашейте в мешочки из разной на ощупь ткани разные виды круп. В общем, используйте все, что даст детским рукам разные тактильные ощущения. Включайте фантазию и смело включайтесь в детские игры!»